Главная Контакты Карта сайта
eng | rus

Справочник яхтсмена.

Крейсерское плавание.

Стоянка на грунте.

 

Источник: "Справочник яхтсмена".
Автор: Боб Бонд.

 

Не каждый порт, который вы посетите, имеет удобную гавань или защищенную якорную стоянку, а некоторые гавани мелеют при отливе. В другой раз, ошвартовавшись у стенки, вы обнаружите, что она осыхает. Чтобы касание яхтой грунта было безопасным, надо принять меры предосторожности. Прежде всего следует знать, что корпуса различной формы ведут себя по-разному, когда становятся килем на грунт. Наиболее устойчивым является катамаран, достаточно устойчивы также яхты со скуловыми килями - при касании грунта кили поддерживают яхту, и если дно не имеет крутого уклона около стенки, то не стоит беспокоиться, что яхта упадет. Яхта с длинным прямым килем также будет устойчиво стоять на грунте, хотя в этом случае надо обеспечить ее крен в сторону причала (стенки). Если яхта имеет плавниковый киль и кормовой скег, следует позаботиться о ее равновесии - вес команды, сосредоточенный в носовой части, может вызвать падение яхты носом на грунт.

Крепление скользящего блока.Крепление скользящего блока.
Для придания большей устойчивости яхте на грунте вам придется размещать балласт на палубе у борта, ближайшего к берегу. Однако следует предпринять дополнительные меры предосторожности, заведя от стенки конец с блоком, скользящим по основной ванте или натянутому фалу. При изменении уровня воды блок будет двигаться вдоль ванты, сохраняя наклон яхты.

Если ваша яхта имеет большую осадку кормой, чем носом, то надо следить, чтобы нос не развернуло к стенке, так как это приведет яхту в неустойчивое положение у причала.
Постарайтесь уточнить характер грунта, на котором будет стоять ваша яхта. Если он изобилует камнями и мусором, яхте могут быть нанесены значительные повреждения. При существенном уклоне дна около стенки вполне вероятно сползание яхты, что может привести к таким же серьезным повреждениям, как и при падении яхты от стенки. Полезно предпринять временную швартовку на глубоком месте и изучить дно при низкой воде. Если оно окажется удовлетворительным, можно затем подойти к стенке бортом при очередном приливе. Совет капитана порта или указания, содержащиеся в лоции, также будут вам полезны.
Найдя подходящий со всех точек зрения участок стенки, надо подготовить яхту к постановке на грунт. Для обеспечения упора яхты о стенку следует переместить некоторый балласт (якорную цепь, топливный или водяной бак) по палубе так, чтобы яхта накренилась (при отсутствии экипажа на борту) под углом около 10° к стенке. Когда начнется отлив, необходимо принять дальнейшие меры предосторожности - вывесить достаточно много прочных кранцев. Если кранцев не хватает или поверхность стенки неровная, следует воспользоваться кранцевой доской.
Затем вы должны убедиться, что яхта стоит достаточно близко к стенке. Если она соскользнет и сильно накренится, то повреждения, нанесенные релингам, такелажу или мачте, будут очень серьезны. Нельзя допускать, чтобы при отливе яхта меньшего размера швартовалась к борту вашей яхты, так как она может навалиться на ваше судно, когда коснется грунта. Не следует также забывать, что ваш тузик должен встать на дно, когда вода спадет, и если его фалинь недостаточно длинный, лодка может повиснуть в воздухе.
Необходимо удостовериться, что шпринги не будут цепляться за релинги или кранцы. При наличии на яхте открытых полуклюзов (киповых планок) швартовные концы следует прикрепить к ним, так как при отливе они могут легко выскользнуть.
При обсыхании в незнакомой гавани надо внимательно следить за яхтой. Когда вы убедитесь, что она нормально встает на грунт, можно оставить ее без присмотра. Различные яхты встают на грунт с разной степенью устойчивости. Оценить поведение собственной яхты на грунте вы сможете, только приобретя соответствующий опыт.


Крепление концов и шпрингов. Натяжение швартовов.
Крепление концов и шпрингов.
Носовой и кормовой продольные швартовные концы должны быть закреплены на большом расстоянии от носа и кормы, так чтобы образованный угол не был слишком острым при низкой воде. Длину концов не надо регулировать при подъеме или спаде воды. Если вы остаетесь на борту, то отрегулируйте шпринги, поставив яхту в удобное положение. Если вы уходите на берег, надо оставить шпринги достаточно длинными, чтобы яхта свободно опускалась килем на грунт при отливе.
Натяжение швартовов.
Чтобы яхта не отходила от стенки, можно прикрепить якорь или груз к носовому и кормовому концам. Погрузившись в воду, они будут натягивать канаты и удерживать таким образом яхту около стенки.

 

Следующая глава.

Содержание.

Учредитель: ООО "СиМедиа". Санкт-Петербург.

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на SeaMedia.ru обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
Свидетельства о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-33820 от 24 октября 2008г.
© 2008-2009 Российский Интернет-журнал SeaMedia.ru - Все о яхтах и катерах

192236, Санкт-Петербург, Софийская улица, д.8

Тел.: +7 (812) 964-14-30

Проверено на вирусы

Создание сайта SiriusWeb

Рейтинг - SeaMedia.ru Rambler's Top100 Рейтинг - яхты и катера
Мониторинг доступности сайта