Главная Контакты Карта сайта
eng | rus

Справочник яхтсмена.

Обслуживание и безопасность.

Обеспечение безопасности плавания (борьба с пожаром, посадка на мель).

 

Источник: "Справочник яхтсмена".
Автор: Боб Бонд.

 

Безопасность плавания зависит как от мастерства капитана; так и от оснащения яхты. Хороший капитан знает, какие опасности могут встретиться в плавании и готовит к ним команду и яхту. Он отвечает за безопасность всех находящихся на борту.
Каждый яхтсмен знает, что в плавании под парусами, как и в любом другом виде спорта, есть элементы опасности и риска, что доставляет ему своеобразное удовольствие. Однако необходимо принимать все разумные меры для предотвращения аварии и не подвергать опасности команду и всех, кто придет на помощь (береговую охрану, спасателей или ВМФ). Иначе их действия будут связаны с риском для жизни.

Меры безопасности.

Важно, чтобы все члены экипажа надевали страховочные пояса и пристегивали их к прочным предметам, даже если они находятся в кокпите. Важно, чтобы все члены экипажа надевали страховочные пояса и пристегивали их к прочным предметам, даже если они находятся в кокпите.

Капитан должен выполнять требования не выходить в море на немореходном судне или с неопытной командой и не рисковать, если в этом нет необходимости. Многие считают, что плавание под парусами дело легкое, и уже после нескольких выходов в море в хорошую погоду на чужой яхте, не задумываясь, отправляются в незнакомые районы, не имея серьезных знаний о навигации и спасательном оборудовании. Никогда не считайте, что можете правильно действовать, пока не проверите себя в сложной ситуации, например, при плавании в прибрежных водах или проведении операции по спасанию человека за бортом.
Капитан должен знать квалификацию членов команды, чтобы давать им соответствующие указания на яхте. Для оценки уровня знаний членов команды можно предложить им перед началом плавания несколько тестов по морской практике.

Вид оборудования, находящегося на борту яхты, зависит от ее типа, численности команды и района плавания. В большинстве стран мира организации, ответственные за подготовку плавания, дают рекомендации по основным спасательным средствам. Ранее был приведен перечень основных спасательных средств, которые следует держать на борту. Не помешают и дополнительные спасательные предметы. Если на борту есть дети, необходимы спасательные жилеты и страховочные пояса подходящих размеров.
Недостаточно приобрести спасательное оборудование и держать его на борту. Надо знать, как им пользоваться и поддерживать в хорошем состоянии.
Сигнальные пиротехнические огни хранят в сухом легкодоступном месте. Спасательные жилеты периодически осматривают, чтобы убедиться, что они не пропускают воздух, а баллоны с углекислым газом регулярно заменяют, так как они постепенно выходят из строя. Все члены команды должны иметь свои жилеты и знать, как их надуть. Важно, чтобы капитан соблюдал те же правила техники безопасности, выполнение которых он требует от команды. Прежде чем отправиться в плавание, обязательно убедитесь, что яхта и все оборудование в прекрасном рабочем состоянии.

БОРЬБА С ПОЖАРОМ.

Пожар на борту крейсерской яхты представляет собой большую опасность и важно принять все меры, чтобы предотвратить его. Надлежащий уход за двигателем, плитой и электрооборудованием - самый лучший способ уменьшить вероятность возникновения пожара и несчастных случаев, вызванных им.
Пожар может начаться в результате воспламенения паров топлива искрой от стартера. Топливные трубопроводы следует регулярно проверять на износ. Изоляция моторного отсека огнеупорным материалом, установка вентилятора и автоматического огнетушителя также помогут сделать яхту более безопасной. Важно соблюдать правила заправки топливом. Перед заправкой надо остановить двигатель и перекрыть подачу топлива, выключить электрические и газовые приборы и закрыть вход в отсек.
Перед новым запуском двигателя следует проверить, заменен ли топливный фильтр и очищена ли от грязи топливная система. Если дополнительный запас топлива хранят в отдельных баках, они должны быть специально спроектированы для этой цели и уложены во внешний рундук в стороне от двигателя и камбуза, чтобы исключить возможность его воспламенения.
На камбузе наибольшую опасность представляет утечка газа; если он собирается в помещениях, повышается опасность взрыва. Датчик, установленный на борту, должен предупредить об опасной концентрации газа.

Кронштейн плиты и газовые трубки со временем приходят в негодность, поэтому их надо регулярно осматривать. Необходимо строго соблюдать процедуру отключения газа: сначала перекрывают баллон и дают оставшемуся в трубке газу сгореть, затем поворачивают вентиль на плите. Плиту нельзя оставлять без присмотра. Если вы длительное время не пользуетесь плитой, баллон надо отсоединить. Чтобы газ или пары топлива не скапливались в помещениях, рекомендуется ежедневно их проветривать (продувать).
Одна из наиболее частых причин пожара на борту - курение, поэтому разумно придерживаться некоторых правил: не курить во время заправки топливом, при постановке нового газового баллона или лежа на койке, не оставлять горящие сигареты и, если можно, ограничить зону курения верхней палубой.
При возникновении пожара важно сохранять спокойствие и попытаться определить его источник, а затем воспользоваться соответствующим огнетушителем. Необходимо ограничить доступ воздуха к очагу пожара и продолжать пользование огнетушителем еще некоторое время после исчезновения пламени, так как пожар может возобновиться. Если распространение огня уже не ограничить, следует приготовить спасательные жилеты, пиротехнические сигнальные средства и спасательный плот на случай оставления яхты.

Кошма для тушения огня. Углекислотный огнетушитель. Пенный огнетушитель.
Кошма для тушения огня. Углекислотный огнетушитель. Пенный огнетушитель.

ПРОТИВОПОЖАРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ.

На яхте должны быть огнетушители разных типов для тушения различных видов пламени. Их надо периодически проверять. Наиболее распространены аэрозольные огнетушители. Они эффективны против всех видов пламени. Пенный огнетушитель наиболее пригоден для тушения пожара, вызванного воспламенением топлива или пищевого жира. Однако он практически бесполезен, если огонь возник в электросети. В этом случае надо использовать аэрозольный либо углекислотный огнетушитель. Важным противопожарным средством является пожарная кошма. Она всегда должна находиться под рукой на камбузе. С помощью кошмы можно легко погасить огонь, например, на сковороде, стоящей на плите. Кошму держат на сковороде до тех пор, пока она не остынет, в противном случае возможно возобновление пожара.


ПОСАДКА НА МЕЛЬ.

Яхта устойчиво сидит на мели. Только прилив может сдвинуть ее с места. Яхта устойчиво сидит на мели. Только прилив может сдвинуть ее с места.

Бывают случаи, когда яхту сажают на мель намеренно, но, к сожалению, чаще яхта оказывается на мели случайно. Редко встретишь капитана, который может сказать, что его яхта никогда не была на мели. Теоретически осторожное плавание и здравый смысл должны обеспечить плавание без посадок на мель.
В некоторых ситуациях посадка яхты на мель может быть опасна из-за характера дна или состояния моря. На швертботах эту проблему решают довольно просто: сталкивают его веслом или спинакер-гиком на более глубокое место или накреняют, чтобы сместить центр тяжести и уменьшить осадку.
На крейсерской яхте, осадка которой существенно больше из-за постоянного киля, сделать это труднее. Можно столкнуть яхту с мели, выпрыгнув за борт, но лучше не делать так, поскольку есть вероятность попасть в мягкий ил или неожиданно глубокую воду. Сначала промерьте футштоком или отпорным крюком глубины вокруг яхты. Если яхта села на мель при высокой воде квадратурного прилива, можно прождать пару недель, прежде чем появится возможность снять ее с мели. В этом случае, оставляя яхту, отдайте якорь, чтобы ее не снесло, если вдруг прилив наступит раньше, чем ожидалось. Были случаи, когда яхту удавалось снять с мели, только прорыв канал до глубокой воды.

ПОДГОТОВКА ЯХТЫ К СНЯТИЮ С МЕЛИ.

Яхта имеет крен в сторону глубокой воды. Если ее не накренить на другой борт, Эта яхта накренена предусмотрительно - при отливе она безопасно ляжет на склон.
Яхта имеет крен в сторону глубокой воды. Если ее не накренить на другой борт, при отливе ее зальет водой. Эта яхта накренена предусмотрительно - при отливе она безопасно ляжет на склон.

Если яхта села на мель, во-первых, не следует паниковать. Во-вторых, надо определить, какой способ снятия с мели наиболее приемлем в настоящей ситуации. Если при посадке на мель яхта имеет крен в сторону более глубокой воды, нужно постараться накренить ее в противоположную сторону, чтобы в дальнейшем при отливе яхта не смогла лечь на нисходящий склон, иначе она получит повреждения или будет залита водой. Для этого лучше всего переместить оборудование и команду на другой борт яхты. Если яхта уже накренилась в сторону нисходящего склона, надо попытаться развернуть ее носом в противоположном направлении. Сделать это можно с помощью футштока, работая им с носа яхты, или завозя якорь с последующим выбиранием якорного конца. Кроме того, необходимо определить характер грунта. Если это острые камни, нужно что-либо предпринять, чтобы защитить корпус от дальнейшего повреждения (и, конечно же, предотвратить образование пробоины). Обычно между корпусом и скалами прокладывают сложенный парус, диванную подушку или слегка наполненную воздухом надувную лодку. Затем заводят несколько концов от этой прокладки на яхту, чтобы не потерять ее в дальнейшем. Другая опасность заключается в том, что яхта может оказаться на вершине отдельно стоящей скалы, с которой она упадет во время отлива. При этом возможно повреждение мачты. Поэтому яхту поворачивают так, чтобы она легла на восходящую часть скалы (мель), в противном случае единственный выход - подпереть чем-нибудь подходящим корпус, чтобы предотвратить падение яхты и повреждение мачты при касании грунта.

СНЯТИЕ С МЕЛИ.

Прежде всего надо определить, что ожидается - отлив или прилив. Если прилив, то лучше подождать, пока вода поднимется и яхта снимется сама. Необходимо принять меры, чтобы при подъеме воды яхту не снесло, например, ветром, дующим на берег, дальше на мелкую воду. Для этого завозят якорь на более глубокое место и отдают его, чтобы в благоприятный момент выбрать якорный конец и снять яхту смели.
Если яхта села на мель во время отлива, нужно сделать все, чтобы снять ее, пока вода не опустилась до низшего уровня. Поэтому в первую очередь необходимо выяснить, где более глубокая вода. Если яхта под парусами, надо определить, помогают они или мешают сняться с мели. В последнем случае паруса следует как можно скорее убрать. При посадке яхты на мель у края фарватера (часто происходит при лавировке по фарватеру) надо повернуть нос яхты в сторону глубокой воды. На небольших яхтах и швертботах это можно сделать, отталкиваясь от дна шестом или спинакер-гиком, а на мелкой воде с твердым дном - прыгнув за борт и толкая яхту руками. При этом необходимо обвязать человека, прыгающего за борт, страховочным концом, чтобы он не отстал от яхты, когда она сойдет с мели. После того как удалось развернуть яхту в нужном направлении, следует попытаться уменьшить осадку, чтобы яхта снялась с мели. Если яхта имеет шверт, его нужно поднять.

УМЕНЬШЕНИЕ ОСАДКИ

Уменьшить осадку яхты можно разными способами. Во-первых, ветер, если он дует в нужном направлении, может накренить яхту, во-вторых, следует попытаться переместить как можно больше тяжести на один из бортов яхты. Если возможно, команду сажают на гик, который затем выводят за борт (гика-топенант должен быть достаточно прочным, чтобы выдержать нагрузку), или прикрепляют якорь близ нока гика. В некоторых случаях может помочь перемещение команды с носа на корму. Если яхта имеет дифферент на корму (сидит больше кормой), то для снятия с мели иногда бывает достаточно перейти команде на нос.

Подвесив тяжелый груз на конце гика, можно накренить яхту так, что она снимется с мели. Когда яхта сидит больше кормой, чем носом, можно освободить киль и снять яхту с мели, сместив центр тяжести в нос. Подвесив тяжелый груз на конце гика, можно накренить яхту так, что  она снимется с мели. Когда яхта сидит больше кормой, чем носом, можно освободить киль и снять яхту с мели, сместив центр тяжести в нос. Cкуловые кили.
Подвесив тяжелый груз на конце гика, можно накренить яхту так, что она снимется с мели. Когда яхта сидит больше кормой, чем носом, можно освободить киль и снять яхту с мели, сместив центр тяжести в нос. Cкуловые кили.

СКУЛОВЫЕ КИЛИ.

Яхта с двумя скуловыми килями, если ее накренять, наоборот, глубже и прочнее сядет на грунт. Поэтому при посадке яхты на мель надо стараться ее выровнять.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯКОРЯ.

Сдвинуть яхту с места можно с помощью якоря. Для дополнительной тяги конец  от якоря проводят через обе шкотовые лебедки.Сдвинуть яхту с места можно с помощью якоря. Для дополнительной тяги конец от якоря проводят через обе шкотовые лебедки.

К эффективным способам снятия с мели относят использование якоря. Это возможно только на крейсерских яхтах. Чтобы завезти якорь, необходим тузик. Все операции важно проводить оперативно, так как высота воды может уменьшаться. Обычно используют верп и канат вместо цепи. Якорь завозят как можно дальше на глубокую воду, а конец заводят на самую мощную лебедку на яхте. При необходимости используют две лебедки. Когда команда работает на лебедке, все свободные члены экипажа должны стараться накренить яхту или раскачивать ее - это помогает оторвать киль от грунта. В случае неудачи яхту крепко засосет в ил и вам придется ждать прилива.

 

Следующая глава.

Содержание.

Учредитель: ООО "СиМедиа". Санкт-Петербург.

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на SeaMedia.ru обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
Свидетельства о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-33820 от 24 октября 2008г.
© 2008-2009 Российский Интернет-журнал SeaMedia.ru - Все о яхтах и катерах

192236, Санкт-Петербург, Софийская улица, д.8

Тел.: +7 (812) 964-14-30

Проверено на вирусы

Создание сайта SiriusWeb

Рейтинг - SeaMedia.ru Rambler's Top100 Рейтинг - яхты и катера
Мониторинг доступности сайта